«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д.Лессинг.

 

Развитие познавательной активности  дошкольников в процессе конструирования из бросового материала.

 

               Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства  огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная активность.

Что же такое познавательная активность? Основу данной характеристики составляет  термин «активность», который предполагает определенную деятельность.  

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

         Актуальность проблемы развития познавательной активности определяется современными требованиями к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, которые касаются не столько требований к конкретным знаниям, сколько к развитию личностных качеств. В Федеральном  государственном образовательном стандарте к целевым ориентирам дошкольного образования, относятся такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка, как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность самостоятельно выбирать себе род занятий, способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.

  Ведущие специалисты в области дошкольного образования А.В Запорожец, О.В Дыбина, М.И Лисина, Н.Н Подьяков, Д.Б Эльконин и др. выделили две линии психического развития  дошкольников в формировании познавательной активности.

          1. Собственная активность ребёнка полностью определяемая им самим: ребёнок ставит цель, осуществляет поиск средств и способов её достижения.

          2. Активность ребёнка, стимулируемая взрослым. Дошкольник через взрослого усваивает с одной стороны активное и заинтересованное отношение к объектам познания и самой деятельности, а с другой - способы и средства познания, способы управления своим поведением, умением преодолевать трудности.

 

Определяя собственную позицию и сравнивания различные подходы исследователей по данной проблеме, пришла к идее разработки опыта, целью которого является создание условий для развития познавательной активности дошкольников в процессе конструирования поделок из бросового материала.

       Создавая условия для развития  познавательной активности  воспитанников,  я   изучила   работы  Я.А Коменского,  Ф. Фребеля,  Л.К  Шлегер,  которые  обратили  внимание  дошкольных работников  на конструирование из  "бросового " материала

Педагогическую ценность "бросового материала" вижу в его доступности и разнообразии. Это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый, полифункциональный материал, позволяющий представлять большой простор для развития  познавательной активности дошкольников.

       Применение бросового материала в работе с детьми позволяет последовательно и в занимательной форме подвести детей к изучению достаточно сложных понятий на простом и доступном материале. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Дети учатся  сравнивать данные материалы между собой, находить сходства и различия. Практическая работа с разнообразными материалами побуждает  дошкольников к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движения пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность.         

       Стимулируя  познавательную инициативу воспитанников, интерес к  предстоящей  совместной деятельности использую  принципы, которые позволяют каждому ребёнку работать в собственном темпе, переходить от простых задач к  более сложным,  проявлять инициативу и самостоятельность, что  и  даёт им  возможность воплотить свои идеи в практический результат.         

           Наиболее эффективными методами  и приемами  являются  следующие:

  1. метод обследования, наглядности (рассматривание готовых изделий, иллюстраций, альбомов, наглядных пособий);
  2. «достраивания», «изменения»
  3. словесный (беседа, введение новой информации, использование художественного слова, указания, пояснения);
  4. практический  (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для  творческой деятельности);
  5. эвристический  (развитие находчивости и активности);
  6. частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  7. метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  8. сотворчество;
  9. мотивационный (создание интересных образовательных ситуаций, убеждение,  различные виды педагогической оценки, выставки).
  10. метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный.

В процессе формирования опыта  мною разработано тематическое планирование по всем возрастным группам.

         Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным блокам,  каждый из которых состоит из нескольких направлений.

  1. .Блок

Включает в себя:

- первичное информирование детей и родителей о проблеме охраны окружающей среды от засорения бросовым  сложно утилизируемым материалом, о возможности вторичного применения бросового материала.

-  знакомство детей и родителей со способами применения бросового материала, творческими профессиями, использующими в работе бросовый материал (художник, модельер, дизайнер)

-совместное обсуждение пути его применения в украшении интерьера детского сада, группы и детской комнаты.

С детьми проводила беседы познавательного цикла « Мусор – наш враг», просмотр презентаций «Идеи модельеров-художников и дизайнеров», конкурс рисунков «Город моего будущего».

 В основу педагогической технологии по развитию познавательной активности дошкольников в процессе конструирования из бросового материала положен деятельностный подход, предполагающий обучение детей  двум способам изображения образа: способа «опредмечивание»,  когда в бросовом материале ребенок усматривает определенный предмет,  и способа «включение», когда заданная фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа.

В группе создан центр  «Мастерилка». Образовательная цель: первичное знакомство с многообразием «бросового» материала, правилами его складирования и утилизации. Организуется экспериментирование с незнакомым детям «бросовым» материалом, знакомство с его качествами и свойствами; игры и игровые упражнения на развитие воображения, позволяющие «опредметить» «бросовый» материал, мысленно увидеть в нем новый предмет. Центр даёт возможность свободного доступа к материалам, используемых в самостоятельной деятельности,  и  желание проявить свою инициативу каждому ребенку.

Поскольку в работе применяется бросовый материал, он подбирается с учетом   определенных требований:

  • безопасность (чистота, отсутствие токсичности, острых и режущих поверхностей и т. д.);
  • соответствие возрастным особенностям детей;
  • доступность обработки (легкость склеивания, вырезания);
  • вариативность (видовое разнообразие).

Детский центр «Мастерилка»  пополняется не только мной, но и            воспитанниками и их  родителями.

Когда ребенок приносит какую – либо коробочку, баночку (или другой «бросовый» материал) в детский сад, задаю вопросы, побуждающие детей сравнивать, воображать, анализировать: « На что похоже? « Кто получиться, если? «Частью чего это может быть?» Предлагаю     Так же в группе имеется «склад» инструментов. Образовательная цель: знакомство с новыми инструментами, при помощи которых можно воплотить свои идеи в практический результат, с правилами их использования в работе, уточняется какие инструменты можно брать самим, какие — только с разрешения взрослого.       

         Немаловажное значение в работе по конструированию из бросового материала имеет тесное сотрудничество с родителями. Поскольку родители не всегда готовы к оказанию помощи детям, то я пришла к выводу, что им надо помочь.  В своей практике использую такие традиционные методы: консультации, беседы, лекции, практические занятия с родителями. Большую роль в просвещении  родителей играет  стенд «Не выбрасывайте – пригодится», где представлена информация о проблемах экологии, как в мире, так и в нашем регионе, советы по применению бросового материала в изготовлении поделок. Это позволяет мне привлечь внимание родителей  и вызвать их на общение.

II. блок

Включает непосредственную работу над созданием поделок. Данный блок наиболее длителен. Дети знакомятся с приемами работы с бросовым материалом, создают собственные маленькие шедевры.

Выделяется 3 этапа обучения дошкольников конструированию из бросового материала:

Обучающий этап: ребенок подражает, взрослому изготовляя, конкретные поделки из данного ему материала  ( совместная деятельность педагога с детьми.)

Развивая  познавательную активность, любознательность я предлагаю игры и упражнения, которые приучают детей думать, ставить перед собой вопросы и пытаться на них ответить. Это такие игры, как «Чудесный мешочек», « Для чего нужен этот предмет», «Волшебная шкатулочка» цель этих игр не просто достать предмет ( коробочка, фантик, крышка, баночка и др), а рассказать что ребёнок может сделать из него и как использовать в игре. Приношу бутылочки разного размера и совместно с детьми обсуждаем, что же можно из них  изготовить. Дети предлагают различные варианты ответов: шумелки, снеговиков, героев  сказок, матрёшек, семью.  Приходим к единому мнению.

Предлагаю детям технологические карты  и образец поделки или презентацию поэтапного её изготовления. Совместная  деятельность с детьми проходит в мастерской добрых дел, в мастерской Деда Мороза, в детском центре «Мастерилка», где дети чувствуют себя, как маленькие мастера, выполняя настоящие « заказы».

На этом этапе у детей часто наблюдается неуверенность в своих способностях, неудовлетворение своими работами, стремление их переделать, добиться желаемого результата. Поэтому необходимо  заинтересовать детей предстоящей работой, важно чтобы каждый ребенок был уверен в  моей поддержке и помощи.

Взаимодействие с родителями осуществляется через консультирование, изготовление буклетов «Развиваем пальчики» и памяток «Как научить ребёнка пользоваться ножницами», «Памятка для взрослых по использованию некоторых инструментов и материалов в работе с детьми».           

         Обучающе – практический этап: работа строится на основе возникающего у детей желания внести свои добавления, изменения в игрушке, создаваемые по готовому образцу. (Совместная  деятельность педагога с детьми. Педагог создаёт условия  для проявления  инициативы  дошкольников.)

Во время совместной деятельности с детьми использую следующие методы и приёмы: мотивация, проблемные вопросы и ситуации, презентации, проектно-исследовательская деятельность, наглядность, поощрения, создание ситуации успеха.

На этом этапе начинается проектно - исследовательская деятельность. Проекты составляются по проблемным вопросам детей: «Кто придумал киндер-сюрприз?», «Кто придумал пуговицу?»,  Совместное нахождение ответа на интересующий вопрос сплачивает детский коллектив и приносит радость открытия. В работе над проектами дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. А я сообщаю им новые сведения, предлагаю различные материалы и направляю работу в нужное русло. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, так же как и ответы  на самостоятельно поставленные вопросы. 

Наиболее эффективным средством расширения общего кругозора детей о предметном мире является посещение выставок, организуемых  детским садом, центром дополнительного образования детей, художественной школой и историческим музеем.  Посетив  городские выставки «Арт-хлам», «Хрустальный перезвон» дети увидели как ненужные вещи приобрели вторую жизнь, превратившись в предметы интерьера и  игрушки.

В результате участия детей и родителей  в таких  акциях, как: «Красивый участок», «Птичья столовая», «Живая елочка – зеленая иголочка» были изготовлены цветы, грибы,  кормушки для птиц, ёлочки для новогоднего оформления группы и прогулочной площадки.

          На  мастер – классах: « Сделайте вместе с ребенком»,  « Удивительное рядом», родители овладели  навыками по изготовлению поделок, их назначению и роли в жизни ребёнка.            

Предложила родителям вместе с детьми изготовить игру «Секретик». Игрушка из бросового материала красиво упаковывается и  придя в детский сад, ребёнок предлагает своему другу  угадать, что за секрет он ему приготовил, но при этом не называет его, а  рассказывает о нём. Дети с увлечением играли в эту игру в течении длительного времени.

Творческий этап: (Педагог создаёт условия для самостоятельной, творческой деятельности детей.) Опорой служит детское продуктивное воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к созданной поделке. Важно сформировать такие навыки и приемы конструирования из бросового материала, как «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать».

В зависимости от сложности изготовления поделки работа планируется в 2 этапа:  подготовительный (заготовка деталей) и основной (сборка поделки). Для реализации замысла ребенок не получает от взрослого весь необходимый набор материалов и инструментов, что характерно для традиционной методики руководства детским конструированием, а включается в совместный творческий поиск с воспитателем  в центре  «Мастерилка». Важно в этот момент предлагать ситуации в которых дети сами должны решить, с чего начать, как делать, какие использовать материалы, как рассчитать время работы. Этому способствует организация коллективных работ, например:  «Морской пейзаж», «Куклы собираются на бал» (из фантиков).  Дети, работая в коллективе, перенимают друг у друга  опыт изготовления поделок, получают радость от совместно сделанной работы.

Действуя самостоятельно, дети опираются на свой опыт, ищут наиболее подходящие приемы, анализируют свои действия. «Какую игрушку и из чего лучше приготовить на елку?» Может быть, из коробочки или бутылочки, а украсить конфетти  или серпантином.  Побуждаю детей не копировать образцы, а придумывать свою поделку на основе творческого комбинирования ранее освоенных способов - обобщенных действий, используя технологические карты.

Очень важно находить детским работам практическое применение. Их можно использовать как подарки малышам, сверстникам, взрослым, для оформления группы и детского сада.  Ещё одна хорошо зарекомендовавшая себя форма работы - изготовление декораций, масок, костюмов для театрализованных постановок, игрушек - персонажей для различных видов театра, выполненных из бросового материала. Это удивляет детей и привлекает их к участию.

Особое внимание на данном этапе уделяю проектно-исследовательской деятельности с привлечением  родителей.

Родителям и детям были предложены следующие темы проектов «В стране  чудесных фантиков», «Волшебная  коробочка»,  «Таинственные  баночки».  В результате сотрудничества и сотворчества с родителями у детей появляется желание и умение делиться «добытой » информацией о том  или ином предмете.

 Взаимодействие с педагогами осуществляется через консультирование, мастер - классы, взаимопосещения занятий, семинары- практикумы, где они знакомятся с формами и методами работы по конструированию из бросового материала, которые успешно осваивают в своей практике.

III. Блок 

В 3 блок входят презентация  результата конструктивной деятельности

и его оценка.

Во время презентации поделки дети составляют рассказ или описывают предмет, при этом подробно описывая героя, его внешность, характер, особенности поведения, насыщает  рассказ образными существительными, прилагательными. Во время обсуждения, дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Это ставит детей в условия необходимости не только строить образ с опорой на наглядность, но и словесно фиксировать его характеристику. Вопросы и проблемы, возникшие, у воспитанников во время воплощения замысла и его осуществления решаются  совместно в процессе беседы. (пример)

 Оценивание идет через определение функциональной пригодности поделки для игр, обыгрывания сказок или сюжетов, а также  в качестве сувенира - подарка. Например, изготовленные поделки  используются для игр «Шоферы», «Улицы города», «Дом для кукол», и др. Музыкальные инструменты успешно применяются на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Дети берут в руки понравившийся инструмент и сопровождают им весёлую музыку.

          По каким же показателям можно судить о наличии познавательной активности? Как и когда она проявляется  у ребенка?

          Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников использую  следующие критерии (по Айдашевой Г. А.) :

 (используется метод наблюдения)

 - когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность) ;

 - мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость) ;

 - эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) ;

 - действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка) .

         На основе выделенных критериев, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.

         Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий;  утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения,  получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

         Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость.

         Проведенная диагностика познавательной активности  на начало работы позволила выявить преобладание, в основном, среднего (36,4%) и низкого (59,1%) уровней их развития у детей младшего дошкольного возраста. Показатели    сформированности познавательной активности после проведенной работы составили : низкий уровень –8%, средний -70,5%, а высокий – 21,5 %.

В процессе целенаправленной работы у детей появился интерес к экспериментированию, дети научились планировать свою деятельность, задавать вопросы, проявлять любознательность, самостоятельность, могут оценить свои поступки. При выполнении заданий стали более усидчивы, спокойны, настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя. Дети могут подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращаясь к определенному виду деятельности на следующем занятии. Они могут ставить перед собой новые задачи, проявлять яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно заниматься с полюбившимися им материалами.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что созданные условия в процессе конструирования из бросового материала позволяют нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Систематическое взаимодействие с родителями  приносит свои  результаты:

- родители получили новый опыт взаимодействия с детьми.  Они не остаются равнодушными: собирают  и изготовляют вместе с детьми интересные поделки и игрушки из бросового материала, проявляют искренний интерес к жизни группы, выражают восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своих  детей.

В своей практике следую мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: « Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратить».

Презентация опыта работы - загрузить